Вы уже пару раз замечали, что ребёнок гласит неправду. Как поступить: наказывать, говорить либо не заострять внимания?

Наш эксперт — психолог Лена Скворцова.

Малыш слышит сказки, в которых добро постоянно одолевает зло, а героем непременно оказывается достойный человек. Но мы умалчиваем, что в жизни так происходит далековато не постоянно. Предки желают, чтоб их чадо адаптировалось в обществе, оставаясь при всем этом добросовестным. Может быть ли такое? Непременно!

Двойные эталоны

До этого чем инкриминировать и стыдить ребёнка, давайте сами для себя честно ответим на вопросец: как нередко мы, взрослые, обманываем остальных? Проведённый социологами опрос показал, что в среднем человек гласит неправду 1–2 раза в денек. Ересь — явление соц. Она в нашем обществе как цемент, с помощью которого мы выстраиваем свои дела с миром: придерживаемся правил неплохого тона и о чём-то умалчиваем, произносим комплименты, но при всем этом мало льстим друг дружке... Выходит, мы живём в мире двойных эталонов. И наши малыши с самого ранешнего возраста закутаны «сладостной ложью».

Но осознать, где проходит узкая грань меж ложью «ради приличия» и откровенным обманом, небольшому человеку не постоянно по силам. Когда его сказочный друг ведает фантастические истории, предки умиляются. Но если тот же измышленный друг разбивает чашечку, близкие сердятся и винят малыша во ереси.

Совсем естественно, что предки, в первый раз столкнувшись с детской ложью, боятся, как бы ребёнок не вырос приобретенным лгуном. Не стоит драматизировать. Будет ли человек накалывать повсевременно, зависит от почти всех причин — от личных черт нрава, воздействия семьи и друзей, ума, умения приспособиться.

Чем младше ребёнок, тем больше он зависим от взрослых, в особенности от родителей и тех людей, которым всецело доверяет. По мере взросления малыш становится наиболее самостоятельным и автономным, сталкивается с бóльшими ограничениями (в детском саду, школе). Конкретно нарушение этих ограничений нередко приводит к обману. Когда ребёнок в первый раз гласит неправду, он «разламывает» всемогущество взрослых, понимая, что у него есть своя, сокрытая от родителей жизнь. Этот шаг весьма важен для обычного формирования личных границ, представления о своём «я».

Оттачивая мастерство

Для всякого периода развития ребёнка свойственны свои индивидуальности.

Уже в 8 месяцев малыш может употреблять притворный хохот либо липовый плач, чтоб привлечь родительское внимание.

К 3–4 годам ребёнок обучается скрывать информацию и лгать полностью осознанно, для того чтоб избежать наказания.

В 4–5 лет отлично соображает: лгать плохо. Но прибегает к этому, поэтому что желает быть неплохим, выставить себя в наилучшем свете, достигнуть похвалы.

В 5–6 лет происходит столкновение настоящего мира и фантазий ребёнка. Возникает много новейших воспоминаний, познаний, которые без творческого воображения трудно переработать. Некие дети, чтоб отгородиться от пугающей действительности, начинают интенсивно сочинять для себя друзей, происшествия, придумывать неописуемые истории.

В 7–8 лет малыши считают ложью любые выражение и поступок, не надлежащие реальности. Почаще всего ересь в этом возрасте связана с учёбой. Ведь, с одной стороны, учителя и одноклассники подтверждают идея, что лгать нехорошо. С иной — честность не постоянно одобряется (человека считают ябедой) и часто приводит к противным последствиям. У школьников возникает желание одурачить, если предки требуют добротных оценок, — очень велика конкурентность посреди деток.

Если деток наказывают за незначимые провинности, нехорошую успе­ваемость, то ужас перед наказанием превосходит ужас перед обманом. В таком случае ересь становится методом избежать боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) и мучения.

В 11–12 лет ребёнок уже не разглядывает ересь как абсолютное зло. Почти все правила, которые до этого числились незыблемыми, подвергаются сомнению либо опровергаются. В этом возрасте малыши весьма зависят от воздействия сверстников. Для почти всех подрост­ков ересь — метод отделиться от родителей, достигнуть независимости. Детки могут накалывать, чтоб защитить друга, достигнуть восхищения сверстников. Также в этот период они часто провоцируют взрослых, специально вызывают на эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), которых им не хватает.

Основное, что нужно держать в голове родителям: ересь — это естественная и обычная часть взросления. Лупить тревогу стоит лишь в том случае, если она становится нормой жизни. Обман — очевидный сигнал о том, что в действительности происходит нечто, с чем ребёнок не может совладать.

Принципиально!

Не просите от собственного ребёнка того, чего же не делаете сами. И не требуйте то, что он не может выполнить. Задумайтесь, реально ли брать с него слово, чтоб он больше никогда не лгал? Вы же сами не способны на такое, так не просите этого и от малыша. С ребёнком постоянно можно условиться. Откровенный разговор — это единственная возможность сделать дела, создать их добросовестными и открытыми. Помните: путь упрёков и обвинений — дорога в никуда.

С возрастом ересь становится всё наиболее виртуозной, и обличить ребёнка в обмане бывает труднее. К тому же у деток улучшается способность распознавать чужой обман.

Поправить ситуацию

Чтоб предупредить обман, родителям придётся в первую очередь поработать над собой.

1. Будьте добросовестными с детками. Не отыскиваете оправдания своим ошибкам и не прикрывайтесь «ложью во спасение». Околпачили ребёнка? Признайтесь и по­требуйте прощения.

2. Не задавайте провокационные вопросцы, которые ставят человека в неловкое положение. Обычно, за сиим стоит желание пристыдить либо даже унизить ребёнка, а это ещё больше разрушает ваши дела.

3. Не стыдите ребёнка (в особенности при сторонних), даже если он вас околпачил. Детки не услышат ваших нравоуче­ний, но пропасть меж вами станет поглубже. Открытый разговор без обвинений даст еще больше. Гласите о собственных эмоциях без осуждения и оскорблений.

4. Убрите любые ситуации, когда ваши слова расползаются с делом, не давайте обещаний, которые не можете выполнить. А произнесли — делайте.

5. Если обличили ребёнка во ереси, в первую очередь попытайтесь оправдать его. Задумайтесь, для чего же он это сделал, какие чувства испытывал.

6. Непременно хвалите и поддерживайте ребёнка, если он в чём-то признался. Скажите, что хотя и не одобряете поступок, но гордитесь тем, что он произнес правду. 

Проверьте себя

Вы растите приобретенного лгуна, если:

  • в вашей семье установлены жёсткие правила и рамки поведения;
  • за непослушание либо невыполнение требований ребёнок получает наказание (физическое или моральное);
  • вы предъявляете к нему очень высочайшие требования (непременно, необходимо стремиться к наилучшему, но всё время ассоциировать и ставить высшую планку — означает, обрекать ребёнка на ересь);
  • ребёнку недостаёт вашего внимания (может быть, вы проводите вкупе очень не много времени);
  • желания и интересы ребёнка часто обесцениваются либо вы нарушаете его личные границы (часто дело, которым занимаются отпрыск либо дочь, кажется родителям несущественным — ребёнок обязан лгать, чтоб его не отвлекали от возлюбленного занятия).

Оцените материал