Вы уже пару раз замечали, что ребёнок гласит неправду. Как поступить: наказывать, говорить либо не заострять внимания?
Наш эксперт — психолог Лена Скворцова.
Малыш слышит сказки, в которых добро постоянно одолевает зло, а героем непременно оказывается достойный человек. Но мы умалчиваем, что в жизни так происходит далековато не постоянно. Предки желают, чтоб их чадо адаптировалось в обществе, оставаясь при всем этом добросовестным. Может быть ли такое? Непременно!
Двойные эталоны
До этого чем инкриминировать и стыдить ребёнка, давайте сами для себя честно ответим на вопросец: как нередко мы, взрослые, обманываем остальных? Проведённый социологами опрос показал, что в среднем человек гласит неправду 1–2 раза в денек. Ересь — явление соц. Она в нашем обществе как цемент, с помощью которого мы выстраиваем свои дела с миром: придерживаемся правил неплохого тона и о чём-то умалчиваем, произносим комплименты, но при всем этом мало льстим друг дружке... Выходит, мы живём в мире двойных эталонов. И наши малыши с самого ранешнего возраста закутаны «сладостной ложью».
Но осознать, где проходит узкая грань меж ложью «ради приличия» и откровенным обманом, небольшому человеку не постоянно по силам. Когда его сказочный друг ведает фантастические истории, предки умиляются. Но если тот же измышленный друг разбивает чашечку, близкие сердятся и винят малыша во ереси.
Совсем естественно, что предки, в первый раз столкнувшись с детской ложью, боятся, как бы ребёнок не вырос приобретенным лгуном. Не стоит драматизировать. Будет ли человек накалывать повсевременно, зависит от почти всех причин — от личных черт нрава, воздействия семьи и друзей, ума, умения приспособиться.
Чем младше ребёнок, тем больше он зависим от взрослых, в особенности от родителей и тех людей, которым всецело доверяет. По мере взросления малыш становится наиболее самостоятельным и автономным, сталкивается с бóльшими ограничениями (в детском саду, школе). Конкретно нарушение этих ограничений нередко приводит к обману. Когда ребёнок в первый раз гласит неправду, он «разламывает» всемогущество взрослых, понимая, что у него есть своя, сокрытая от родителей жизнь. Этот шаг весьма важен для обычного формирования личных границ, представления о своём «я».
Оттачивая мастерство
Для всякого периода развития ребёнка свойственны свои индивидуальности.
Уже в 8 месяцев малыш может употреблять притворный хохот либо липовый плач, чтоб привлечь родительское внимание.
К 3–4 годам ребёнок обучается скрывать информацию и лгать полностью осознанно, для того чтоб избежать наказания.
В 4–5 лет отлично соображает: лгать плохо. Но прибегает к этому, поэтому что желает быть неплохим, выставить себя в наилучшем свете, достигнуть похвалы.
В 5–6 лет происходит столкновение настоящего мира и фантазий ребёнка. Возникает много новейших воспоминаний, познаний, которые без творческого воображения трудно переработать. Некие дети, чтоб отгородиться от пугающей действительности, начинают интенсивно сочинять для себя друзей, происшествия, придумывать неописуемые истории.
В 7–8 лет малыши считают ложью любые выражение и поступок, не надлежащие реальности. Почаще всего ересь в этом возрасте связана с учёбой. Ведь, с одной стороны, учителя и одноклассники подтверждают идея, что лгать нехорошо. С иной — честность не постоянно одобряется (человека считают ябедой) и часто приводит к противным последствиям. У школьников возникает желание одурачить, если предки требуют добротных оценок, — очень велика конкурентность посреди деток.
Если деток наказывают за незначимые провинности, нехорошую успеваемость, то ужас перед наказанием превосходит ужас перед обманом. В таком случае ересь становится методом избежать боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) и мучения.
В 11–12 лет ребёнок уже не разглядывает ересь как абсолютное зло. Почти все правила, которые до этого числились незыблемыми, подвергаются сомнению либо опровергаются. В этом возрасте малыши весьма зависят от воздействия сверстников. Для почти всех подростков ересь — метод отделиться от родителей, достигнуть независимости. Детки могут накалывать, чтоб защитить друга, достигнуть восхищения сверстников. Также в этот период они часто провоцируют взрослых, специально вызывают на эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), которых им не хватает.
Основное, что нужно держать в голове родителям: ересь — это естественная и обычная часть взросления. Лупить тревогу стоит лишь в том случае, если она становится нормой жизни. Обман — очевидный сигнал о том, что в действительности происходит нечто, с чем ребёнок не может совладать.
Принципиально!
Не просите от собственного ребёнка того, чего же не делаете сами. И не требуйте то, что он не может выполнить. Задумайтесь, реально ли брать с него слово, чтоб он больше никогда не лгал? Вы же сами не способны на такое, так не просите этого и от малыша. С ребёнком постоянно можно условиться. Откровенный разговор — это единственная возможность сделать дела, создать их добросовестными и открытыми. Помните: путь упрёков и обвинений — дорога в никуда.
С возрастом ересь становится всё наиболее виртуозной, и обличить ребёнка в обмане бывает труднее. К тому же у деток улучшается способность распознавать чужой обман.
Поправить ситуацию
Чтоб предупредить обман, родителям придётся в первую очередь поработать над собой.
1. Будьте добросовестными с детками. Не отыскиваете оправдания своим ошибкам и не прикрывайтесь «ложью во спасение». Околпачили ребёнка? Признайтесь и потребуйте прощения.
2. Не задавайте провокационные вопросцы, которые ставят человека в неловкое положение. Обычно, за сиим стоит желание пристыдить либо даже унизить ребёнка, а это ещё больше разрушает ваши дела.
3. Не стыдите ребёнка (в особенности при сторонних), даже если он вас околпачил. Детки не услышат ваших нравоучений, но пропасть меж вами станет поглубже. Открытый разговор без обвинений даст еще больше. Гласите о собственных эмоциях без осуждения и оскорблений.
4. Убрите любые ситуации, когда ваши слова расползаются с делом, не давайте обещаний, которые не можете выполнить. А произнесли — делайте.
5. Если обличили ребёнка во ереси, в первую очередь попытайтесь оправдать его. Задумайтесь, для чего же он это сделал, какие чувства испытывал.
6. Непременно хвалите и поддерживайте ребёнка, если он в чём-то признался. Скажите, что хотя и не одобряете поступок, но гордитесь тем, что он произнес правду.
Проверьте себя
Вы растите приобретенного лгуна, если:
- в вашей семье установлены жёсткие правила и рамки поведения;
- за непослушание либо невыполнение требований ребёнок получает наказание (физическое или моральное);
- вы предъявляете к нему очень высочайшие требования (непременно, необходимо стремиться к наилучшему, но всё время ассоциировать и ставить высшую планку — означает, обрекать ребёнка на ересь);
- ребёнку недостаёт вашего внимания (может быть, вы проводите вкупе очень не много времени);
- желания и интересы ребёнка часто обесцениваются либо вы нарушаете его личные границы (часто дело, которым занимаются отпрыск либо дочь, кажется родителям несущественным — ребёнок обязан лгать, чтоб его не отвлекали от возлюбленного занятия).
Оцените материал