К 30 5 годам начинаешь замечать, что жизнь катится по одному и тому же сценарию. На различные действия реагируешь однотипно, невзирая на то, что в голове есть много разных вариантов картинок, как бы могло быть. Aif.ru поговорил с гештальт-терапевтом Олесей Шипиловой о том, почему так происходит, что в некий момент деяния принимают шаблонный вид и как это поменять.

Наша психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой) так устроена, что без надобности она не будет ничего усложнять. У всякого человека есть какие-то обычные паттерны поведения, которые повсевременно употребляются в автоматическом режиме и помогают избегать повторение прошедшего болезненного опыта. Сиим способам любой человек обучился в детстве, чтоб приспособиться и выжить в тех критериях, в которых тогда находился. Жизнь же ставит перед взрослыми людьми все новейшие и новейшие вопросцы и задачки, к которым они не могут быть подготовлены заблаговременно. Нежданные и даже ожидаемые ситуации, обычно, требуют времени, осмысления, творческого приспособления и новейшего взора на себя и остальных, и, как следствие, свежайшего метода взаимодействия. В то же самое время непредсказуемость результата может пугать, поэтому что все новое воспринимается, как увлекательное, но непонятное, а старенькое, как размеренное, неопасное, но поднадоевшее.Тогда психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой) с помощью выученных устройств поведения защищает человека от показавшихся переживаний. Как понятно, неважно какая система имеет две обратные потребности: в сохранении статуса-кво и сразу в развитии. Ни одну из их нереально игнорировать. И тогда как быть? Что-то схожее описано в анекдоте: «Человек тащит другого из болота, думая, что он утопает и ему там плохо. Но тот сопротивляется.

  • Ты чего же? Я же для тебя посодействовать желаю!
  • Дурачина, я тут живу».

Античные, как сам человек

Почти все знают выражение: «Лупи. Беги. Замри». Три базисных защитных механизма, которые сформировал и натренировал человек с момента появления жизни на земле. Более отработанный из их автоматом срабатывает в новейшей нежданной ситуации, когда у человека нет выработанной пригодной реакции. К примеру, человеку трудно слушать и принять критичное замечание о том, что он что-то сделал недостаточно совершенным образом. Хоть какое замечание в собственный адресок он переживает, как «я — нехороший» и мгновенно отвечает нападением: «Да ты на себя взгляни...» В данном случае механизм «лупи» защищает человека от чувства собственной плохости и чувства вины. Таковая реакция может помешать выстроить конструктивный деловой формат общения, взаимовыгодный для обоих. В ситуации, когда психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой) выбирает метод реагирования «беги», человек может молчком слушать, обидеться либо нежданно на сто процентов окончит общение, добавив критикующего в темный перечень. Реакция «замри» может выражаться в прямом смысле замирании, обесчувствовании: «Разве что-то происходит?».

Обесценивание и избегание

Два более нередко встречающихся на нынешний денек защитных механизма: обесценивание и избегание. Почти все люди обесценивают свои заслуги, поэтому что если признают их, то окажется, что можно двигаться далее. А там могут быть новейшие препятствия и беды, которые нужно поновой пережить. Или дама влюбляется в мужчину, который, по ее воззрению, очень превосходит ее. Но здесь же оборачивает это против себя, что дескать «кто я таковая по сопоставлению с ним». Чтоб выдержать такую свою внутреннюю действительность, она начинает находить в нем условно «нехорошие» черты, чтоб создать его наименее красивым и избежать чувства ценности другого себе. Или даже не пробует испытать выстроить общение, чтоб не ощущать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) от вероятной утраты.

«Я подумаю о этом завтра» — всемирно популярная фраза, которую много раз произносила героиня кинофильма «Унесенные ветром» Скарлетт О`Хара, может гласить о механизме избегания. С одной стороны, нет ничего отвратительного в том, чтоб на некое время отодвинуть что-то противное либо сложное, отдать для себя время приготовиться ко встрече с сиим либо просто, как говориться, созреть, чтоб позже возвратиться. С иной, если человек поступает так всегда с одними и теми же вопросцами, так и не доходит до их, то это похоже на то, как страус засовывает голову в песок, отказываясь глядеть на происходящее. Защитные механизмы психики перестают быть вредными, когда человек понимает их и имеет возможность выбора поступать как-то по другому, а не просто механически двигаться по вытоптанной когда-то колее.

Помощь и ограничения

Если разглядеть защитные механизмы психики с точки зрения их возможной полезности, то можно привести метафору, когда у человека есть лишь один инструмент на все случаи жизни. К примеру, это молоток. Человеку нужно забить гвозди, он употребляет молоток, необходимо приготовить обед, а у него в арсенале лишь молоток. Он желает обнять близкого человека, а у него в руке молоток. Какова возможность, что этот молоток идиентично отлично поможет во всех этих ситуациях? Также работают автоматические поведенческие и психологические механизмы: в каких-либо обстоятельствах они совершенно подходят (по идее, там, где они появились), а в каких-либо, напротив, все попортят.

Состояние жизни человека впрямую соединено с осознаванием собственных потребностей и со способностью вести взаимодействие с миром таковым образом, чтоб создавать то, что принципиально для ублажения главных потребностей. И состояние жизни впрямую зависит от нашей гибкости и осознанности. Как человек понимает, действует ли он и реагирует обычным методом, либо все же опирается на то, что происходит тут и на данный момент , осознавая себя новейшего в данной определенной ситуации?

Как поменять свои шаблонные реакции?

Защитные механизмы берегут человека от столкновения с тем, что не может переварить его психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой) в данный момент. Принципиально научиться созидать, какую картину автоматом отрисовывают человек, что не может пройти далее и сформировать новое творческое приспособление в виде пригодной реакции. К примеру, мужик не выдерживает и уходит, когда его дама начинает рыдать. 1-ый шаг в решении этого пазла будет признание того, что этот паттерн поведения находится и от чего-то бережет этого мужчину. 2-ой шаг — нужно отрешиться от борьбы с сиим механизмом. Используя силу воли, мужик может оставаться рядом со собственной возлюбленной, но он будет растрачивать свои силы на то, чтоб вынудить себя действовать по-другому и в итоге еще более навредит для себя, загоняя свою психику (психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности) в очень дискомфортную ситуацию. Потому просто сила воли не поможет. Можно испытать остаться рядом и поглядеть, происходит ли то, что вызывает ужас. Если да, так ли это жутко и разрушительно, как было в прошедшем?

Далее нужно разобраться в том, от чего же таковым образом бережет себя мужик. Там можно найти историю из юношества, где мать мальчугана впадала в истерическое состояние, поэтому что у нее было пограничное расстройство личности, а он ничего не мог с сиим поделать и ему было весьма жутко. Достаточно нередко последующий шаг создать без помощи других не выходит, поэтому что защитные механизмы на то и защитные, чтоб уберечь личность от повторного переживания боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани). С помощью спеца, в терапии (терапия - процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания) человек сумеет узреть источник мощных эмоций, переварить боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) прошедшего, заглянуть в глаза своим ужасам, найти, что он уже не небольшой мальчишка и эта дама не его мать, а потом сформировать новейший метод поведения в схожей ситуации. В последующий раз он сумеет остаться рядом со собственной возлюбленной, обнять и успокоить ее. Увидев, что он не просто не «испуганный малыш», а даже взрослый, способный выдержать свои и чужие переживания. Осознавая невидимую сторону собственной шаблонной реакции, практически происходит расколдовывание человека и у него возникает возможность воплотить себя, как вольную от кандалов личность.

Пересматривая защитные механизмы, человек обучается выдерживать огромную интенсивность жизни, чем это было может быть в детском возрасте. Психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой), так же, как и мускулы, нуждается в неизменной тренировке для того, чтоб сохранять актуальный тонус и быть наиболее гибкой в разных обстоятельствах, заменяя реакцию «лупи, беги, замри» на энтузиазм, любопытство и почти все остальные проявления.

Оцените материал