Госдума приняла закон о ответственности за нападение на мед работников при выполнении ими проф долга. Ответственность за это рассматривается через призму гипотетичного нанесения вреда клиентам: к примеру, настоящий срок угрожает хулиганам и автохамам, которые мешают работе бригады Скорой помощи. Сами врачи считают, считают, что закон должен защищать их от нападений без привязки к последствиям для пациентов.
На собственном крайнем в данной для нас сессии заседании депутаты Госдумы приняли в 3-ем чтении пакет законопроектов, ужесточающих санкции за создание помех для работы докторов. Опосля пары лет дискуссий и 10-ка законодательных инициатив – попыток защитить докторов от насилия, депутаты тормознули на совсем «беззубом» варианте.
История вопросца
Пробы законодательно защитить докторов от хулиганских действий во время выполнения ими служебных обязательств предпринимались много лет. Сущность большинства законопроектов сводилась к поправкам в статью 138 УК (Уголовный кодекс - система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти) РФ (Российская Федерация - государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) «Применение насилия в отношении представителя власти» с целью распространить ее на медработников, а именно, служащих бригад скорой помощи и приемных покоев. И наказывать хулиганов и разбушевавшихся пациентов буквально так же, как если б они напали на правоохранителя. Но Дума отклонила все предлагавшиеся инициативы, посчитав, что тех мер, которые есть в законодательстве, полностью довольно. И, не считая того, не стоит создавать таковой прецедент, а то еще покажутся идеи о завышенной ответственности за злость в отношении служащих жилищных организаций либо газовых служб.
В принятом варианте закона идет речь о внедрении административной ответственности за препятствование работе докторов – опасности, создание помех для доступа к нездоровому, удержание. Дополнения в Кодекс о административных правонарушениях предугадывают штрафы от 4 тыс. до 5 тыс. рублей в вариантах, когда создание помех для докторов не сказалось на здоровье пациента. В случае если, некое из этих действий повлекло средний либо тяжкий вред здоровью пациента, виновника ждет уголовщина. А именно, Уголовный кодекс дополнен новейшей статьей, в согласовании с которой воспрепятствование «в которой бы то ни было форме легитимной деятельности мед работника», ставшее предпосылкой тяжкого вреда здоровью пациента, может повлечь за собой лишение свободы на срок до 2-ух лет, принудительные работы либо штраф в размере до 80 тыс. руб. Если же данное правонарушение привело к погибели пациента, то тюремный срок может составить до 4 лет.
«Нападение на медработников, выполняющих свои проф обязанности, владеет завышенной публичной угрозой, обусловленной, в том числе, понижением доступности медпомощи в связи с особенным статусом потерпевших», – говорится в объяснительной записке к законопроекту.
Еще на стадии обсуждения законопроекта специалисты Государственной мед палаты во главе с Леонидом Рошалем подготовили свои поправки к документу, считая, что в имеющейся он не учитывает все ситуации, связанные с злостью в адресок мед работников. А именно, речь шла о том, чтоб прописать в ст. 124.1 ответственность не только лишь за то, что пострадал пациент, да и за вред, причиненный самому медработнику. При этом, ни о какой неосторожности здесь не обязано быть и речи: «посягательстве на здоровье либо жизнь лица, исполняющего собственный служебный долг» – это предумышленное грех. Но, депутаты к воззрению проф общества не прислушались.
Принятый закон никого не защищает и в принципе невыполним, настаивают в Государственной мед палате. «Новенькая статья УК (Уголовный кодекс - система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти) 124.1 предугадывает высшую ответственность при нападении на доктора, лишь если ему мешают при всем этом оказать мед помощь. Охраняемый объект по данной для нас статье – не мед работник, а пациент. Это несправедливо по отношению к докторам, поэтому что доктор должен охраняться буквально так же, как жизнь и здоровье пациента», – считает управляющий юридической службы организации Лилия Айдарова.
Она напомнила, что статистика гласит о росте нападений на докторов со стороны пациентов либо их родственников, потому статью 124.1 нужно дополнить исходя из убеждений прямой защиты жизни и здоровья мед работника. «При нападении на доктора мучается не только лишь определенный пациент, да и те вероятные пациенты, которым потенциально могла быть оказана помощь, если б с ним ничего не случилось. К огорчению, принятый законопроект всего этого не учитывает. Еще одна неувязка состоит в том, что весьма трудно будет обосновать, в том числе с помощью экспертизы, причинно-следственную связь меж тем состоянием, в каком был пациент, и его состоянием в то время, пока доктор не мог оказать ему помощь, так как ему мешали. Цель защиты докторов от криминальных посягательств, которая вначале ставилась при разработке этого законопроекта, не достигается. Навряд ли таковой закон защитит и пациентов, так как трудно будет обосновать вину за определенные последствия нападения на медработников», – резюмировала Айдарова.
Меж тем, в мировой практике есть примеры завышенной ответственности за насилие в отношении медработников.Так, семь годов назад израильский Кнессет принял закон о ужесточении наказаний за нападение на служащих медучреждений и работников служб скорой помощи при выполнении ими служебных обязательств (до 5 лет лишения свободы). До того времени за нападение на мед персонал наибольшее наказание составляло три года тюремного заключения, как и наказание за нападение на хоть какого другого муниципального служащего.