Поправки в закон «О неотклонимом мед страховании», который Госдума приняла в первом чтении, вызвали полемику и посреди пациентов, и в мед обществе. Основной вопросец: остается ли у нас право на доступную мед помощь?

Ира Мишина

Опосля принятия закона в первом чтении начались споры. Счетная палата Рф и Росздравнадзор не приняли инициативу Госдумы. Парламентариям также напомнили, что неоказание мед помощи противоречит Уголовному кодексу : в УК (Уголовный кодекс - система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти) РФ (Российская Федерация - государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) за схожее предусмотрена статья. Правовое управление Госдумы в собственном заключении также отметило, что новейшие поправки нарушают право россиян на доступную мед помощь.

Что все-таки готовят нам внесенные поправки ?

Депутаты решили удалить из части 5 статьи 15 Федерального закона «О неотклонимом мед страховании» пункт о том, что мед организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медуслуг. В новеньком варианте закона больше нет положения о том, что русские медорганизации не имеют права "отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи".

Напомним: по Федеральному закону ФЗ-323 право на мед помощь имеет застрахованное лицо. В ст. 7 ФЗ-323 говорится о доступности мед помощи. Депутаты решили этот пункт из закона убрать. Это было ожидаемо. Ранее 1-ый зампред комитета Госдумы по экономической политике Сергей Калашников выступил с предложением устранить Фонд неотклонимого мед страхования. Политик предложил россиянам перейти на «личное соцстрахование». «Что необходимо создать? Необходимо ввести обычное личное соц страхование, которое будет неотклонимым и за которое любой человек будет платить сам. При этом линейку этих страховых случаев нужно расширять … Человек должен застраховаться, если он желает, от безработицы, от утраты временной нетрудоспособности, от каких-либо заболеваний и прочее. Но это он должен созодать без помощи других», — сказал Сергей Калашников. По воззрению неких депутатов, россияне могут заключить с мед учреждениями контракта по оказанию частично платных услуг, которые ранее гарантировал полис ОМС.

Возникает вопросец: как быть с налогами, которые работающие россияне часто отчисляют в фонд ОМС? Может, в случае принятия поправок к закону о ОМС этот налог не нужно больше платить?

Мы решили поинтересоваться у профессионалов, к чему стоит готовиться. «В новеньком варианте закона больше нет положения о том, что русские медорганизации не имеют права отказать застрахованным лицам в оказании мед помощи. Возжелал – брал на исцеление, не возжелал –отказал. С одной стороны, это нарушает конституционное право пациента на доступную мед помощь. С иной стороны, подводит докторов под уголовную статью «Неоказание помощи нездоровому», - заявил «НИ» член Публичного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

До возникновения новейших поправок за отказ в оказании медпомощи пациенту обязана была нести ответственность мед организация. Новейшие законодательные конфигурации сводят это правило на нет. О этом правовом казусе предупреждают и юристы Правового управления Госдумы в заключении к проекту конфигураций к закону о ОМС.

Мы решили выяснить о сущности предложенных поправок из первоисточника – в комитете Госдумы по охране здоровья. «Этот закон касается только федеральных мед учреждений и никак не может плохо воздействовать на возможность получения мед помощи пациентами. Меняется только порядок финансирования самых важных мед учреждений - институтских клиник, научно-исследовательских мед центров и т.д. Федеральный фонд мед страхования будет впрямую, минуя страховые компании, оплачивать им оказанные мед услуги, что дозволит больше средств навести конкретно в мед учреждения и обеспечить огромную доступность медпомощи для наших людей. Все это на благо пациентов с самой суровой патологией, которые попадают в центры по квотам, распределяемым Минздравом РФ (Российская Федерация - государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Отказать пациенту при наличии квоты никто не может ни на данный момент, ни в дальнейшем», -заявила «НИ» член комитета по охране здоровья Госдумы Татьяна Цыбизова.

Выходит, внесенные Госдумой поправки касаются только оказания дорогостоящей сверхтехнологичной мед помощи?

 

По сути предлагаемые конфигурации куда поглубже и серьезнее.«Изменяется система.Из системы финансирования сверхтехнологичной мед помощи – сложных операций, исследовательских манипуляций исключают региональные фонды ОМС, финансирование будет идти впрямую федеральным мед центрам. Но ах так пациенты сумеют попасть в эти федеральные медцентры и как будут отбирать пациентов – на сей день остается огромным вопросцем», - объясняет управляющий Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский.

«НИ» обратились с запросом о системе распределения пациентов в федеральные медцентры ( в случае принятия поправок к закону) в Министерство здравоохранения РФ (Российская Федерация - государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Но, на момент публикации материала ответ из Минздрава получен не был.

«На данный момент молвят о том, что типо будет какая-то своя база федеральная пациентов. Возникает вопросец: кто будет составлять эту базу и по какому принципу? Кто будет выдавать направление? Либо оно будет не надо, довольно будет выписки доктора из районной больницы? И всех ли будут принимать по сиим выпискам? Если да,то как в таком случае оказать помощь всем нуждающимся в помощи? Все эти вопросцы, как мне понятно, сейчас не доработаны. Есть возможность, что федеральные медцентры не будут управляться с потоком пациентов и начнут рано либо поздно давать платные услуги.Таковая система уже складывается в крайнее время», - поведал «НИ» управляющий Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский.

Другими словами совсем не исключена ситуация, когда плановый размер оказания медпомощи в районной поликлинике либо в федеральным центре, специализирующемся на дорогостоящей сверхтехнологичной медпомощи, в некий момент будет исчерпан. В этом случае у мед организации будет гарантированное законом право отказать пациенту. Например, в Государственном мед исследовательском центре глазных заболеваний им.Гельмгольца уже несколько месяцев нет мест для москвичей (в столичном бюджете закончились средства на оплату сверхтехнологичной помощи для тех, кто мучается глазными заболеваниями). Что созодать в этом случае клиентам, которые были оперированы в НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) им. Гельмгольца, лечились там годами у определенного доктора? Всё начинать поначалу в другом офтальмологическом центре? А позже, когда и там завершатся объемы оказания плановой помощи, находить 3-ий медцентр? На данный момент докторы дают продолжить исцеление платно. Так что новенькая система уже, можно считать, работает.

«Сейчас потребность россиян в медпомощи не соответствует нормативам ее финансирования, установленным элементами управления здравоохранения в регионах. С принятием новейших поправок пациенты будут массово сталкиваться с ненаказуемыми отказами», - предупреждает Алексей Старченко.

Зато никаких сверхплановых расходов!

Еще есть один момент, который может ущемлять права пациентов. Сейчас застрахованные по ОМС могут обратиться за мед помощью в всякую мед компанию за помощью вне зависимости от того, где это медучреждение размещено. А вот вносимые в пункт 4 части 1 статьи 16 ФЗ-326 поправки молвят о том, что выбор пациентом федеральной поликлиники ограничивается порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На это также направляли внимание юристы правового управления Госдумы в заключении к проекту конфигураций закона о неотклонимом мед страховании.

В итоге всех запланированных конфигураций и поправок пациента, похоже, просто загонят в твердые рамки по принципу: лечимся там, где это доступно, пожелания не к месту. «Мы лишаем пациента права на выбор мед организации, на защиту собственных прав, ориентируемся только на те способности системы, которые на данный момент есть. В критериях отсутствия независящей экспертизы свойства оказанной помощи все это рано либо поздно превратит пациента в "крепостного", которому будут оказывать ту помощь, которая доступна в данное время в данном определенном регионе, а не ту, которая ему нужна», - считает член Публичного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

Закон вступит в силу опосля того, как будет принят в 3-ем чтении. Пока он прошел лишь 1-ое. Это означает, что у публичного представления есть еще шанс воздействовать на законодателей.

Источник