От почти всех современных родителей — а почаще всего и от наиболее старших поколений — можно услышать критику в адресок подростков: «Уткнулись в свои телефоны — и ничего вокруг не лицезреют!», «Все препядствия молодежи от этих компов!», «Видеоигры плохо влияют на психику (психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности)!» На самом ли деле технологии и девайсы так вредоносны, как о их принято гласить, и как избежать зависимости малыша от телефона — ведает детский и домашний психолог Наталья Городулина.
1-ое цифровое поколение
Принимать девайсы в руках малыша как абсолютное зло не совершенно верно. Неважно какая техника — как атомная энергия, которую можно употреблять и для получения энергии, и для сотворения орудия. Принесет ли телефон планшет пользу либо от него будет один вред — зависит от того, как и для чего же его употреблять. Наши детки — это 1-ое поколение, которое с самого рождения живет в цифровом мире. А мы — 1-ые предки, которые растят малышей в таковых критериях. Потому большая часть заморочек заключаются не в самой технике, а в том, что нет опыта, каких-либо наработанных паттернов поведения — никто не понимает наверное, как верно воспитывать (Ни одно животное не затрачивает так много сил на воспитание детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка) малышей в этом новеньком мире.
Когда речь входит о играх и мобильных приложениях, предки больше всего боятся, что детки с головой уйдут в виртуальный мир, игры, соцсети. И в этом случае, обычно, есть две стратегии поведения. Можно зажмуриться, закрыть глаза ребенку и созодать вид, что компов не существует. На мой взор, это проигрышная стратегия: она будет работать ровно до того времени, пока ребенок не выйдет в социум и не обзаведется друзьями, у каких есть компы, телефоны и планшеты.
2-ой вариант — махнуть рукою и сказать: «Да пусть посиживает, зато с непонятными компаниями не водится и ничем преступным не увлекается». Тоже не наилучшее решение. Я предлагаю иной подход: возглавить процесс и управлять! Так же, как мы знакомим малышей с наружным миром и обществом, объясняя правила и предупреждая о опасностях, мы должны ввести малышей в виртуальный мир.
Порог входа в цифровую действительность
В котором возрасте давать детям доступ к девайсам, любая семья решает без помощи других, но есть и общие правила, применимые ко всем детям. До 2-3 лет ребенку в принципе не рекомендуется знакомиться с техникой. У дошкольников (от 3 до 5 лет) ведущий вид деятельности — игра и зание мира. Это обязана быть настоящая игра с настоящими предметами и игрушками. Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) еще не созрел, не развился всеполноценно, потому неспособен принимать абстрактную информацию. В этом возрасте детям нет никакой полезности от игр на мобильных телефонах и планшетах. К примеру, лучше показать звериных в зоопарке, чем в приложении.
А вот малышей 6-7 лет уже можно начинать знакомить с играми и полезными приложениями. Учить буковкы и числа, играться в шашки и шахматы, учить строение Галлактики и созвездия. 20-30 минут ребенок может проводить за телефоном либо планшетом без вреда для здоровья. В возрасте 7 лет и старше можно равномерно давать доступ к компьютерным играм, учить воспользоваться различными программками (к примеру, по обработке фото), тренировать десятипальцевый способ печати и т.п. Принципиально, чтоб планшет, телефон либо комп не стали «священной коровой» и не использовались как ремень и пряник.
Это рабочий инструмент — таковой же, как пылесос, холодильник либо телек, потому не стоит превращать его в способ наказания (отбирая за проступки) либо поощрения (предлагая за не плохое поведение).
Девайсы можно употреблять для работы, учебы, общения и развлечений, соблюдая технику сохранности. Самое принципиальное, на что должны направить внимание предки, — это сколько времени ребенок в денек растрачивает на планшеты либо телефон и есть ли в его жизни остальные занятия и развлечений.
Посчитайте, сколько в денек ваш ребенок проводит за играми/просмотром видео (мультиков)/в мессенджерах/соцсетях, сколько это в недельку, за месяц. Позже посчитайте, как много времени ребенок раз в день проводит, общаясь с вами (идет речь конкретно о общении, а не неразговорчивом пребывании в одной комнате, когда любой занят своими делами). Сравните оба пт и обусловьте, как вас устраивает этот баланс. Если вы осознаете, что реальное время очень больше того, что для вас кажется разумным — пора вводить правила. Если ваши детки уже школьники — можно провести эти подсчеты вкупе с ними и обсудить результаты.
Не считая того, большую роль играет и личный пример. Если мать и папа весь денек у компа либо с телефоном в руках — почему детки должны желать чего-то другого? Если ваша работа привязана к компу — демонстрируйте и рассказывайте детям, чем вы занимаетесь, какие программки и для чего же используете. Если вы большей частью в телефоне в качестве утехи, тостоит задуматься о том, какой это пример для малыша.
Виртуальный мир для способностей настоящего мира
Девайсы дают большой выбор самого различного полезного, развивающего, развлекательного и познавательного контента. К примеру, компы и планшеты можно употреблять заместо телека — и в этом их большенный плюс, так как можно не глядеть назойливую рекламу, опосля которой детки начинают добиваться у родителей дорогие игрушки. Учите малышей осознанному подходу. Возможность выбирать, что читать, глядеть, учить — это огромное преимущество компов перед телевидением.
Большая часть малышей с наслаждением изберут мульты — и нет необходимости их отговаривать и пробовать предложить некое «полезное» и обучающее видео. Современная анимация до этого всего ориентируется не на то, чтоб отдать детям академические познания и прикладные способности, а на то, чтоб пробудить в ребенке любопытство, зажечь желание изучить мир и без помощи других находить ответы на различные вопросцы. Мульты вдохновляют воображение, а оно, в свою очередь, содействует развитию чувственного ума и эмпатии, учит малыша примерять на себя чужую ситуацию и принимать непохожесть людей друг на друга как самую естественную вещь.
Кроме этого, воображение содействует развитию необычного метода мышления: ребенку легче выходить за установленные рамки, давать уникальные, неординарные и смелые решения, резвее и проще приспособиться к новейшей обстановке и гармонически вписываться в коллектив.
Не считая того, мульты в игровом формате учат малышей соц способностям, говорят о значимости дружбы и взаимовыручки, демонстрируют разные актуальные ситуации и показывают в понятной детям форме, как с ними управляются герои. К примеру, персонажи из вселенной мультов телеканала Cartoon Network «Бен-10» — Бен и его кузина Гвен, которые часто спорят и ссорятся, как все братья и сестры, но они постоянно готовы придти друг дружке на помощь, и неважно какая, даже самая умопомрачительная внеземная, опасность отступает, когда они действуют вкупе.
Либо мультсериал «Вся правда о медведях», который ведает о 3-х различных мишках — Буром, Белоснежном и Панде. Невзирая на то, что персонажи весьма различные как снаружи, так и по нраву, и по психической конституции, они весьма трепетно относятся к собственной малеханькой семье, опекают
друг дружку и управляются с трудностями постоянно вкупе. Конкретно на такое развитие чувственного ума, эмпатии и воображения нацелена современная анимация, и с данной нам точки зрения девайсы могут стать неплохим ассистентом родителям.
Правила поведения
Ко мне как к психологу весьма нередко обращаются предки подростков с одной и той же неувязкой: ребенок не желает обучаться и целыми деньками посиживает в компе. Во всех этих вариантах есть одно общее: в семье не были установлены правила использования девайсами. Вводить правила в подростковом возрасте, когда идет обострение отношений, трудно, потому необходимо созодать это сходу, как
лишь ребенок получает доступ к технике.
✳️1. Обусловьте, что ребенку можно, а что недозволено.
✳️2. Обусловьте время использования — сколько и в которой период денька ребенок может провести за девайсом. За час до сна следует исключить любые устройства.
✳️3. Рассказывайте про устройство компьютерных игр — растолкуйте, что они специально делаются так, чтоб не хотелось останавливаться. В их предполагается легкая добыча и победа — монетки и призы: все это вызывает в мозгу выработку дофамина (гормона наслаждения), и охото играться к тому же еще.
✳️4. Рассказывайте про рекламу, учите закрывать, отключать ее, не перебегать к покупкам.
✳️5. Не привязывайте карту к аккаунтам, которыми пользуется ребенок, чтоб он не мог случаем либо специально брать платные приложения.
✳️6. Разнообразьте среду малыша. У него обязана быть увлекательная жизнь в действительности — это весьма и весьма принципиально!
Если ребенок с трудом воспринимает ограничения и закатывает истерику всякий раз, когда вы у него отнимаете девайс — означает, он чувственно еще недостаточно зрелый, у него не сформирован самоконтроль. Если дошкольник вялый и капризный, не понимает чем заняться и повсевременно просит планшет, жалуясь, что ему скучновато — в этом случае девайсы лучше совершенно исключить на некое время из его жизни.
Ребенок должен научиться получать наслаждение от остальных занятий, игр, чтоб избежать риска формирования зависимости от техники. Быстрее всего, родителям придется пережить несколько противных и непростых дней, когда ребенок может устраивать истерики и добиваться планшет, но если это выдержать, то ребенок начнет обучаться веселить себя иными занятиями.
Смотреть либо не смотреть — вот в чем вопросец
Почти все предки на данный момент сталкиваются и с этической стороной в вопросцах использования детками девайсов. Если они подарили ребенку телефон либо ноутбук — другими словами дали технику ему в собственность, — имеют ли тогда они право ограничивать время использования, инспектировать содержимое почту, читать переписку? Тут принципиально держать в голове, что предки отвечают за жизнь и здоровье малыша по закону — за то, чтоб ребенок спал ночами, а не посиживал за компьютерными играми в ущерб собственному здоровью. Потому в ситуации, когда есть очевидная и ровная угроза здоровью малыша — да, предки могут вводить ограничения и надзирать. С иной стороны, ребенок имеет право на почтение и приватность, на то, чтоб никто без спроса не лез в его личную переписку, буквально так же, как и на то, чтоб никто без стука не заходил в его комнату.
Тревога родителей, чьи детки выходят в веб и соцсети, полностью понятна, ведь непонятно, с чем может столкнуться ребенок. Но заместо контроля еще эффективнее профилактика. С детками, которые уже пользуются соцсетями, будут полезны последующие правила:
✳️1. Рассказывайте о том, как устроены социальные сети.
✳️2. Учите, что все может оказаться обманом: никогда буквально не понятно, кто находится по другую сторону экрана, какой бы ни была фото.
✳️3. Учите не разглашать личную информацию (адресок, номер школы, номера телефонов, где работают предки и т.п.), не высылать свои фото, в особенности в оголенном виде. Выдумайте вкупе с ребенком имя и фамилию, которым они будут воспользоваться в вебе, чтоб не разглашать личную информацию там, где это не надо.
✳️4. Поведайте про троллинг и кибербуллинг — когда, к примеру, при помощи особых программ голову малыша пририсовывают к каким-либо неприличным изображениям и начинают грозить, что вышлют всем его друзьям. Обсудите, что созодать, если такое случилось (идти к родителям!).
✳️5. Поведайте про защиту личных данных, опции приватности и доступа. Предупредите о вероятном взломе и обсудите, что созодать в таком случае (и опять — идти к родителям!).
✳️6. Наилучшая профилактика компьютерной зависимости — это теплая атмосфера в семье, друзья и достойные внимания действия вне школы и семьи (соревнования, поездки, концерты, хобби), чтоб в случае неудачи ребенок не страшился придти к маме и отцу и все поведать начистоту.