Основное, не беспокойтесь! Специалисты Научно-практического центра психологического здоровья малышей и подростков имени Г. Е. Сухаревой говорят, как заподозрить тревожность у малыша и что созодать, чтоб ему посодействовать.

Текст: детский врач-психиатр Лена Гордеева

Нередко бывает, что размеренный и благожелательный ребенок в ситуациях общения с незнакомыми людьми — визита к доктору, выступления на утренниках — становится замкнутым, угрюмым и неразговорчивым. Но что, если такие конфигурации начинают проявляться раз в день и в самой обыкновенной жизни? К примеру, поездка к бабушке оборачивается нескончаемыми плачем и вопросцами: «Мы не попадем в трагедию? Бабушка оздоровеет? С тобой ничего не случится?» Либо становится неосуществимым подняться домой на лифте либо просто уйти из дома на работу? Что же происходит с ребенком?

Может быть, что завышенное беспокойство — тревожность за сохранение обычного и размеренного уклада жизни.

Если ребенок — дошкольник

Как может проявлять себя тревожная личность у малышей дошкольного возраста? Если на детской площадке малыш постоянно стоит за вашей спиной либо просит аккомпанировать его всюду. Если на приглашение в игру остальных малышей остается в стороне. Никогда не подступает первым к детям, не заговаривает.

Высказывает опаски перед обыкновенными действиями. Скатиться с горки? Высоко либо испачкаюсь. Катание на чем-либо? У меня не получится, упаду, будет больно, будут смеяться. Дома дошкольник старается играться в поле видимости матери, либо временами прибегать и «инспектировать ее наличие на кухне».

Уход матери из дома даже на куцее время может сопровождаться продолжительными плачем, когда малыша в буквальном смысле «отрывают» от родителя.

Нередко такие детки привыкают к одной одежке, с трудом меряют что-то новое. Также ведут себя с питанием, привыкнув к одному рациону, изредка соглашаются испытать новое блюдо. Соблюдают принятый дома распорядок, не терпят конфигураций в чем-либо. С трудом приспосабливаются к изменениям в планах. Нередко предки отмечают некоторый «ритуализм» в последовательности действий, расположении вещей, который детки требуют к выполнению от всех домочадцев. Длительно фиксируются на противных либо дискомфортных для их вещах.

Про однократную нейтральную просьбу воспитателя приходить пораньше (сказанную маме), ребенок будет держать в голове несколько недель, напоминая вечерком родителям: «вдруг мы опоздаем?», может пробуждаться намного ранее подъема, торопить все утро маму. Мимолетно увиденный по ТВ (Телевидение (греч. — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние) отрывок брутального нрава, изображения ужасных созданий, резкие звуки, которые не произведут воспоминание на остальных малышей, у тревожного малыша отложатся в памяти навечно. Будут казаться в мгле, вызывать кошмары и плач во сне.

Младшие школьники

С возрастом опаски могут перерастать в ужасы, как определенные, так и беспричинные. Ребенок может ощущать опасность всюду. Будет гласить родителям, что не желает гулять, двигаться в гости, глядеть киноленты, ложиться спать. Просит бросить свет в комнате, прибегает посреди ночи к родителям. Снаружи ребенок быть может рассеянным, несобранным, напряженным. Ребенок ассоциирует себя с окружающими детками, находит у себя массу «недочетов», усиливается неуверенность в для себя, может показаться замкнутость, нежелание находиться в коллективе. Предки уделяют свое внимание, что не глядя на благожелательную и удобную обстановку в классе, ребенок с нежеланием идет в школу, может отрешаться от возлюбленных кружков либо секций.

Физические проявления

Тревожность может проявляться и в виде лицевых тиков — повторяющиеся непроизвольные движения мускул лица (к примеру, более частые моргания, движения носом, ртом), сюда же относятся вокализмы — тики со звуками («покашливания», «шмыгания» носом, «прочищение гортани», «похрюкивания»). Могут возникать запинки в речи, заикание.

Нередко приметны «нехорошие привычки» в виде обгрызания ногтей, накручивания волос на пальцы, сосания частей одежки. В неких вариантах — дневной либо ночной энурез.

На фоне неизменного напряжения врубаются механизмы вегетативного реагирования: возникают разные болевые чувства, тошнота (тягостное ощущение в подложечной области и глотке), рвота (рефлекторное извержение содержимого желудка), расстройство кишечного тракта, мигрени, колебания артериального давления. По результатам мед обследований, обычно, обстоятельств для возникновения таковых симптомов не находят.

Дети

В пре- и, фактически, пубертатном возрасте на фоне взросления, сурового психического и гормонального кризиса, переживания малышей усиливаются в разы. Глубина чувственного кризиса может воздействовать на сферу настроения и повлечь появление депрессии. Бывает трудно узреть депрессию от обыденных подростковых реакций, но постоянно требуют особенного внимания:

  • замкнутость,
  • подавленность,
  • возникновение нехарактерных ранее привычек,
  • изменение режима дня-ночи,
  • избегание общения со своим кругом,
  • отказы посещения школы под различными предлогами.

Также свойственны проявления по типу панических атак с неожиданным наисильнейшим чувством ужаса, доходящего до паники, подъемом артериального давления, учащенным сердцебиением, потемнением в очах, спазмом в горла, затруднением дыхания.

Что любопытно, детки с тревожным радикалом в нраве нередко социально успешны, ведь они несут ответственность, осторожны, трудолюбивы, рачительны. Это старательные детки, которые при поддержке достигают огромных фурроров.

Мальчишка и его динозавр

Что созодать, если вы подозреваете тревожное расстройство у собственного малыша?

Обратитесь к детскому психологу. Обычно, прогноз для людей с тревожным расстройством подходящий. При вовремя оказанной поддержке, эти детки не испытывают никакого психического дискомфорта и отлично приспосабливаются к меняющимся реалиям жизни.

Как оказать поддержку тревожному ребенку? Разъясняет мед психолог Ольга Евстешина:

Чтоб поддержать тревожного малыша, постарайтесь организовать вокруг размеренную и прогнозируемую среду. Предупреждайте заблаговременно о новостях либо сюрпризах. Предоставляйте довольно времени, чтоб приготовиться к какому-то делу, не торопите. Согласуйте свои деяния с иными членами семьи и близкими людьми.

Что не необходимо гласить ребенку?

Если вы привыкли гласить собственному отпрыску либо дочери: «Не беспокойся! Не страшись! Все будет отлично», то ваш ребенок, быстрее всего, не не станет беспокоиться и помыслит, что на свете, да и непосредственно на данный момент, есть весьма много поводов для волнений и никто не может обещать, что не случится ничего нежданного.

Если же вы гласите эти слова еще до того, как ребенок проявляет признаки беспокойства, то, будьте убеждены, его тревога усилится, потому что, может быть, он и не задумывался о угрозы прямо на данный момент.

Какие фразы могут посодействовать?

  • Я рядом с тобой. На данный момент ты в сохранности.
  • Расскажи мне, о чем ты на данный момент думаешь.
  • Как очень ты волнуешься? (можно показать на линейке либо применять хоть какое измерение)
  • Как ты думаешь, что случится далее? (при всем этом постарайтесь поведать о различных вариантах того, что произойдет позже)
  • Я тоже время от времени боюсь и нервничаю… и для меня это тоже тяжело (так Вы разделяете с ребенком его переживание)
  • Как я могу для тебя посодействовать? Подскажи мне…

Что можно создать в тревожащей ситуации?

  • Посидите рядом и подержите его за руку.
  • Вспомяните как было отлично, когда он: ездил на море, был у бабушки в деревне, гостил у родственников и т. д.; при этом можно предложить закрыть глаза и представить свое воспоминание, таковым образом вы погрузите его в ресурсное эмоциональное состояние и поможете переключиться на остальные мысли.
  • Предложите подождать, до этого чем он соберется проверить что-то, о чем беспокоится, к примеру, посчитать до 10 либо дождаться звонка таймера, если он желает проверить, на месте ли тетрадь либо телефон либо выполнить некое действие, которое становится обычным, но безосновательным;
  • Задайте наружные ориентиры для ожидания в виде песочных часов, календаря, событий (когда стемнеет, когда папа возвратится с работы и т. п.);
  • Сделаете «ящик беспокойства», куда можно ложить записки либо картинки с «беспокойствами», так Вы покажете, что это мы управляем ими, а не они нами, можно их упрятать либо даже порвать;
  • Сделаете «ящик нужных советов», куда можно ложить записки либо картинки с удачным опытом преодоления волнения, в подходящий момент доставая эти ресурсы из «ящика» либо пересматривая их;
  • Придумаете заглавие для его переживаний, оно быть может весьма личным, лишь вашим, в качестве примера оно может звучать как «тревожный монстрик» и т. п., в любом случае это Ваш с ребенком общий язык, называя так его переживания, Вы отделяете делему от самого малыша и сможете гласить о ней как о наружном преодолимом обстоятельстве.

Помните, что техник, как посодействовать тревожному ребенку — масса! Основное, действовать!

Источник