Имена русских преподавателей и основателей системы воспитания малышей в Рф вписаны в историю. Основная роль отведена «папе» российской научной педагогики Константину Ушинскому. Его последователи — Выготский, Макаренко, Сухомлинский. Системы воспитания, разработанные ими, удачно применялись долгие годы. Что все-таки поменялось на данный момент, какие плюсы и минусы у различных подходов, АиФ.ru вызнал у профессионалов.
Как поменялось отношение к воспитанию малышей?
«Мир изменяется, а совместно с ним — и подход к воспитанию малышей. В протяжении почти всех веков физическое насилие в воспитании подрастающего поколения числилось нормой фактически во всем мире. Малышей (в главном мальчишек) учили повиновению при помощи розг, линеек, крапивы. Вспомяните „Черную курицу“ Погорельского (1829 г.): головного героя, Алешу, в наказание за вранье высекли розгами, и это никого не смутило», — разъясняет Татьяна Буцкая, председатель всероссийского публичного движения «Совет матерей», эксперт ОНФ, педиатр.
Как отмечает Буцкая, телесные наказания в Рф еще длительно числились нормой. В средней и старшей школе их воспретили в 1864 году (в исходной школе — в 1904 году). Изготовлено это было на волне прогрессивных реформ Александра II, отменившего крепостное право. Вообщем, то, что насилие негативно влияет на формирование личности малыша, было понятно и его предшественникам. Они гласили о том, что, с одной стороны, мы растим рабов (из тех, кто опасается наказания), с иной — растим палачей, ведь малышей нередко секли такие же малыши, лишь постарше.
«В русское время „рукоприкладство“ преподавателей было под серьезным запретом. Но еще 25-30 годов назад учителя могли для себя дозволить и подзатыльник отдать, и линейкой ударить, и запустить стулом в ученика. Тогда это (при условии, что ребенок не пострадал) было полностью рядовым событием», — отмечает Татьяна Буцкая. На данный момент это неприемлемо, и преподаватель опосля хоть какого из этих действий будет уволен. Домашнее насилие по отношению к ребенку тоже закончило восприниматься как норма. Сначала Татьяна Буцкая связывает это с расцветом психологии и развитием общества. Ребенок оценивается как личность. Спецы в один глас повторяют старенькую правду: ожесточенное воззвание приведет к тому, что ребенок или перевоплотится в пугливое забитое существо, или станет деспотом.
Взрослый должен на своем примере учить малышей решению заморочек не с позиции силы, а при помощи договоренностей.
Главные направления теорий Ушинского и Макаренко
«Постулаты, которые были в этих системах, были ориентированы на формирование эстетического переживания, чувства красивого, чувства долга, чувства, что есть некий весомый иной, которого необходимо слушать, потому что он является прототипом. Та педагогика была рассчитана на внутренний мир, другими словами на ценностно-смысловые ориентации», — гласит кандидат психических наук, психотерапевт, клинический психолог высшей группы Алексей Мелехин. Ценностные ориентиры, подчеркивает спец, были необходимы человеку для построения собственного стержня. Ведь они определяют законы, по которым человек развивается.
Эксперт отмечает, что та педагогика была построены на 2-ух аффектах: ужасе и стыде. Выстраивались границы, в рамках которых было бы весьма постыдно созодать то, что не поощряется обществом. Выстраивание границ было необходимо для выстраивания некоей иерархии взаимодействия и отношений вместе, гласит Алексей Мелехин.
Здесь принципиально тормознуть на системе наказаний, которая сейчас почти всеми считается неправильной и небезопасной для психики малыша. Уже упоминавшиеся ранее розги делали определенную функцию в системе воспитания, отмечает Алексей Мелехин. «Наказание по Ушинскому — это иная история. Оно не делало функцию какого-то физического избиения, а конкретно использовалось для формирования границ и соотношения „свой-чужой“. Даже если использовалось физическое наказание, оно не было запугиванием, а расценивалось как следование законам: родительским, преподавателя, общества и целого строя», — разъясняет Мелехин. Та педагогика, и в этом была ее негативная сторона, как гласит психотерапевт, нужна была, чтоб вписать человека в правило, машинку идеологии.
На данный момент тоже есть система наказаний, но приметно отличающаяся от той, что практиковалась сотку годов назад. «Современная педагогика тоже гласит о наказании, но о наказании специфическом: оно быть может словом, определенным действием. При всем этом отмечается уход от наказания физического, поэтому что современный ребенок не осознает, к чему привязан удар, шлепок и т. д. Не считая того, разные исследования проявили, что на ужасе физического наказания не формируются правила, поэтому что в этом случае психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой) находит обходные пути», — гласит Алексей Мелехин.
Современный подход в педагогике
«Сейчас педагогика в обычном нам осознании отсутствует. Ведь это направление, которое занималось воспитанием малышей. А на данный момент у нас воспитательных учреждений нет, есть в главном образовательные. При всем этом образование на данный момент тоже не такое, оно свободное. Больше припоминает вальдорфские системы, системы открытого вольного воспитания, когда нет вида важного другого. Когда иной равен мне самому, а означает, я могу на него повлиять», — гласит Алексей Мелехин.
При всем этом эксперт отмечает, что, хотя ценностные ориентиры русской и наиболее ранешней систем образования и были определенным плюсом, все таки это приводило к закладыванию в ребенке чувства, что необходимо вытерпеть, жертвовать и т. д. Это было закладывание твердого дела к для себя, из-за превалирования 2-ух аффектов — стыда и ужаса — не развивалась психическая упругость, которая есть у современного поколения.
«Да, люди, воспитанные по системе Макаренко и Ушинского были энциклопедичны, грамотны, культурны, воспитанны, но в рамках современной культуры им трудно перестроиться: не хватает как раз той психической гибкости», — отмечает Мелехин.
Современные малыши в рамках нынешних догм воспитания преобразуются в субъект желания. «Если ранее желания малыша игнорировались, то на данный момент у него есть целое поле деятельности, когда он может разобраться внутри себя: что он желает, хочет, где может себя воплотить... Тут принципиальна роль взрослого, чтоб он стал ориентиром, посодействовал приобщить, открыть, все созодать вместе», — гласит психотерапевт.
Но в этом же положении есть и определенные минусы, о которых следует держать в голове воспитателям и родителям: на фоне таковых способностей есть риск перевоплотить малыша во «флешку», на которую записывается практически все, в проект собственных родителей, которые захочут создать из него либо вкладывать в него то, что не достигнули сами, что есть у остальных, у соседей либо у знакомой матери в Instagram. В итоге у малышей нет юношества: есть игрушки, но они не могут с ними играться, отсутствует культура общения в детских коллективах.
«Чтоб вырастить гармоническую личность, нужно прислушиваться к желаниям, направлять, также не забывать, что для всякого возраста есть своя ведущая деятельность. К примеру, для малышей до 3-х лет — предметно-практическая, когда они обучаются разбирать и вести взаимодействие с предметами, у дошкольников это игра, включая сюжетно-ролевые варианты, у школьников — учеба (совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта). И эти внутренние потребности недозволено игнорировать», — отмечает Алексей Мелехин. Как гласит психотерапевт, роль современных родителей — обучить малыша обращаться с информацией, которая его окружает, чтоб он не набрал в себя излишек, из-за что просто растеряет себя.
Стоит перенять что-то из опыта русской системы?
«Почти все плюсы русской системы образования были утрачены в 1990-е, но с течением времени о их опять вспомянули. Малыши опять носят школьную форму (она нивелирует соц расслоение общества и решает делему „нечего надеть“) и, как в старенькые добрые времена, собирают макулатуру. Еще есть несколько аспектов, о которые было бы отлично вспомянуть в современных школах», — гласит Татьяна Буцкая.
Она подчеркивает, что в русской школе любой класс различался высочайшим уровнем организованности. В классе были предводитель, председатель Совета дружины, его заместитель, класс делился на несколько «звездочек», любая из которых делала определенные задачки, к примеру, во время субботника либо сбора макулатуры. «Малыши были больше нацелены на помощь. Предки обходились без репетиторов: тем, кто не успевал в учебе, помогали хорошисты и отличники. А еще в русское время труд учителя весьма уважали. На данный момент, к огорчению, некие стали принимать преподавателей как обслуживающий персонал. Это в корне некорректно», — гласит Татьяна Буцкая.
По материалам: aif.ru
Одно Сообщение
Да и сами учителя уже не те, что были. Другое поколение, другое отношение.