О том, что развитие моторики принципиально не только лишь для мускул, да и для головы, мы нередко забываем. А напрасно, ведь двигательная корректировка может значительно посодействовать учебе. Как конкретно, АиФ.ru поведала нейропсихолог Надежда Анисимова.

Прошедший учебный год у малыша не был удачным, и в летнюю пору вы решили «взяться» за уроки как надо. Нечего бесполезно гонять с друзьями мяч по двору, играться на даче в казаков-разбойников, бадминтон и прочую ерунду, когда ежедневник за прошедший год пестрит двойками и тройками. В общем, вы хотят не откладывать дело в длинный ящик и немедля загрузить чадо занятиями русским языком, арифметикой и чтением.  Постойте! Ведь в игре мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) малыша развивается еще лучше, чем в муштре. Каникулы лучше предназначить укреплению психомоторной сферы, а не зубрежке.

 О значимости психомоторики

Исследования проявили, что если взять 2-ух так именуемых нормотипичных деток: условного двоечника-троечника, имеющего трудности с обучением, и отличника и провести обоих через самые обыкновенные пробы для исследования вестибулярного аппарата, которыми обладает любой невролог, то почти всегда окажется, что отличник выполнит их просто и уверенно, а неуспевающий ребенок — с трудом. Постоять с закрытыми очами на одной ноге либо не открывая глаз, либо пройтись по бордюру, сохранив равновесие, и пройти остальные испытания. Ребенок, испытывающий трудности с обучением, быстрее всего, выполнит не с первого раза и с массой помогающий движений.

 Психомоторное (связанное с нервно-двигательным аппаратом, с двигательным возбуждением) развитие, с помощью которого происходит взаимодействие ребёнка с наружной средой, зависит от возраста, врождённых и наследных особенностей ребёнка. Также от того, как много сил и времени уделили предки (и преподаватели) развитию данной для нас сферы. Но тем, как развита у малыша психомоторика, предки почему-либо интересуется, только пока малышу не исполнится год. Ребенок начал переворачиваться, ползать, и, в конце концов, ходить – вот и непревзойденно. Отныне матери и папы уже больше озабочены развитием ума собственного чада. А ведь конкретно моторная, двигательная активность провоцирует развитие сети нейронов мозга и их связи меж собой. Неслучайно же у деток, которых в младенчестве туго пеленают, не давая им способности двигаться, и не берут на руки, длительно оставляя лежать в одном и том же положении, нередко очень мучается эмоциональное и интеллектуальное развитие. Приблизительно то же самое происходит и с наиболее взрослыми детками, которые утыкаются в девайсы, и не двигаются, как положено.

 Как сделать лучше внимание и способности

Чтоб возможности малыша были на высоте, необходимо, чтоб у него правильно развивались вестибулярная и зрительная системы. Отлично работающий вестибулярный аппарат – это не только лишь регулирование движений и ловкость, помогающие получать хорошие оценки по физической культуре, да и адекватное физиологическое развитие и обычный тонус мускул, помогающий поддерживать позу во время занятий и надзирать чувственный фон. Умение поддерживать позу дозволяет не отвлекаться и не растрачивать силы на удержание баланса, что нужно для усидчивости и работоспособности, без которых недозволено достигнуть удачливости в учебе. Не считая того, вестибулярный аппарат связан с психологическим, соц и интеллектуальным развитием.

 Если эта система в порядке, ребенок будет чувственно наиболее устойчив и наименее подвержен тревоге и ужасам, ему будет проще приспособиться и переключаться с 1-го вида деятельности на иной. У него будут лучше развито восприятие, внимание и пространственные представления, ну и с главными учебными способностями (счёт, письмо, чтение) не возникнет заморочек. Ну, и, в конце концов, от того, как у малыша развиты моторные функции, очень зависит его самоощущение и самооценка.

 Воздействие развитой зрительной системы на формирование учебных способностей не наименее существенно. Считается, что 90% фуррора в обучении зависит конкретно от нее. Так, у деток с моторной нефункциональностью нарушена возможность плавного слежения очами за строкой, что безизбежно делает трудности в чтении и письме. А если есть трудности с конфигурацией фокуса внимания, то ребенок будет то и дело отвлекаться. 

Препядствия и решения

Посодействовать ребенку развить зрительную и вестибулярную системы посодействуют не только лишь работа с нейрофизиологом, да и спортивные занятия и физические упражнения. При этом, для решения каждой определенной трудности есть свои игровые методы.

 Неувязка: трудности с переключением внимания

Чем небезопасно. Ведет к понижению работоспособности. Если ребёнку тяжело переносить взор с 1-го объекта на иной (к примеру, списывать примеры либо предложение с доски в тетрадь), у него будет рассеиваться внимание, и он не управится с задачей либо это востребует очень много усилий, вымотает его.

Решение. Занятия пинг-понгом (настольным теннисом), бадминтоном, игры с мячом. Игры в мяч совершенно весьма полезны для вестибулярной и зрительной систем. Они помогают сделать лучше ориентировку в пространстве, глазодвигательную координацию, регулируют тонус мускул, точность и силу движений, развивают ловкость, скорость реакции, крупную и мелку моторику. А что касается зрения, то игры с мячом побуждают делать сложные движения глаз в пространстве, тренируют аккомодацию (фокусировку на далеком/ ближнем объекте) и функцию отслеживания объекта, что принципиально для плавного движения глаз по строке при чтении.

Есть масса игр с мячом: к примеру, «съедобное-несъедобное», закидывание мяча в кольцо либо корзину, отбивание мяча о стенку.

 Неувязка: вестибулярная нефункциональность

Она может выражаться в неуклюжести, нехороший пространственной ориентации. При нарушенной координации ребёнку тяжело воспользоваться ручкой, карандашом, ножницами. У него понижаются способности заавтоматизировать деяния.

Чем небезопасно. Ведет к неусидчивости, понижает внимание, работоспособность, мешает в овладении всеми необходимыми способностями в обучении.

Решение. Занятие футболом, волейболом, ну и большинством видов спорта. Но можно предложить ребенку и просто поиграть. К примеру, у детей вестибулярную систему отлично развивает обычная и радостная игра: нужно беспорядочно бегать, и при всем этом по команде стремительно и впору тормознуть. Либо можно прыгать, изображая лягушек: в это время происходит синхронизация меж нижней и верхней частями тела. Весьма полезно бегать либо просто передвигаться спиной вперёд: пространственная ориентация, возможность без зрительного контроля управлять своим движением. 

 Неувязка: моторная нефункциональность

Чем небезопасно. Затрудняет формирование плавного слежения очами, что сказывается на чтении и письме — способностях, которые определяют всю будущую удачливость ученика. Так, ребёнок во время чтения теряет строки, смотрит пальцем за словами, при письме пропускает и меняет местами буковкы, уводит сроку ввысь и т. д.

Решение. Посодействуют упражнения в виде игр на тренировку сразу вестибулярной и зрительной систем. Посреди их, к примеру:

  •  игры в лабиринты. Сможете нарисовать их сами либо применять те, что публикуют в детских журнальчиках. А сможете сконструировать лабиринт не на бумаге, а наяву — пусть ребенок постарается пройти его ногами и не запутаться;
  •  игра в наперстки. Для этого необходимы два-три  пластмассовых стаканчика. Под один из их кладется игрушка либо монета и стаканчики стремительно передвигаются. Ребенок должен пристально смотреть за тем стаканом, где спрятан предмет, чтоб отгадать, где он;
  •  боулинг (кегли), боча. Помогают  развить навык слежения: ребёнок глядит, куда катится мяч, и обучается направлять его куда нужно. Боча — обычно уличная игра, правила ее ординарны: поначалу нужно кинуть мяч, а позже стараться к нему подкатить другие мячики. Чем поближе, тем лучше;
  •  игра «что пропало?». Нужно расставить предметы в ряд и попросить ребёнка отвернуться. В это время один предмет нужно убрать, а позже попросить малыша вспомянуть, что пропало. Ребёнок должен поглядеть на все предметы и отследить, что поменялось. Для этого он проводит очами по предметам, и концентрирует внимание;
  •  игра в фонарики. Удобнее играться лежа, можно это созодать вечерком, перед сном. Один фонарик отдать ребенку, иной — для себя. Отрисовывать на потолке различные фигуры (начиная с обычных: круга, квадрата) и просить ребёнка повторить набросок. Чтоб дело пошло веселее, можно варьировать игру, устроив погоню: пусть ребенок постарается догнать своим фонарем ваш убегающий фонарик.

Имеются противопоказания. Непременно проконсультируйтесь с доктором

По материалам: aif.ru